Тема Родины в лирике Ахматовой: Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчестве звучат мотивы самопожертвования и любви к Родине.
Свою позицию истинной патриотки Анна Андреевна ярко выражает в стихотворении, написанном в 1917 году, «Мне голос был. Он зван утешно…». В те трудные годы революции многие поэты и писатели были вынуждены принять столь нелегкое решение – покинуть страну. Несмотря ни на что Ахматова даже не ставила перед собой какого- либо выбора. Бросить окровавленную Россию, сбежать пусть даже с «грешной», но родной земли для этой женщины просто неприемлемо и никак не иначе.
Гражданский девиз поэтессы прозвучал в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…». Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет эмигрантов и патриотов, не оставивших родную землю в кровавый час. Однако Ахматова нисколько не обвиняет «беглецов». «Изгнанник» в ее глазах «вечно жалок», «дорога странника темна», и «полынью пахнет хлеб чужой». Действительно, многие эмигрировавшие чрезвычайно болезненно ощущали свой разрыв с Родиной, тоем более некоторым из них судьба не оставила иного выбора, как пойти по этой «темной дороге» эмиграции. Участь же оставшихся, по мнению поэтессы, куда выше и достойнее.
О том, насколько близко и глубоко воспринимает события, происходящие в России, о силе ее любви к своей стране и самопожертвовании ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва». Лирическая героиня готова вынести любые испытания, лишь бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».
Своего апогея гражданственность ахматовской лирики достигает в поэме «Реквием». Репрессии 30-х годов коснулись многих друзей и единомышленников, разрушили семью поэтессы. Отчаянием и болью пронизаны строки поэмы:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне…
Голос ее в то время сливается с голосами тысяч вдов репрессированных. Здесь образ лирической героини приобретает обобщенный характер. В поэме речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута всеобщим ощущением безнадежной тоски и глубоким горем.
Таким образом, великая поэтесса, разделившая судьбу многих жен и матерей, сделала памятник народному бедствию.
Говоря о патриотической лирике Анны Андреевны, нельзя не упомянуть о стихотворении «Мужество», написанном уже в годы Великой Отечественной войны, в Ташкенте, куда истощенную. поэтессу, несмотря на ее сопротивление, после долгих настойчивых уговоров эвакуировали из блокадного Ленинграда. Негасимой верой в светлое будущее русского народа проникнуты его строки.
Так трогательно и глубоко еще не было сказано о Родине в ахматовской поэзии, как в одном из уже более поздних произведений – «Родная земля». «...Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею».
Ахматова в этих строчках обыгрывает многозначность понятия «родной земли». Это и почва с того места, где родился человек и где похоронены его предки, превратившиеся в эту почву, и абстрактный символ Родины. Патриотическое чувство поэтессы нас только могуче, что она просто не смогла бы писать на чужбине. Ей необходимо было чувствовать «родную землю» под ногами, дышать воздухом Родины. Именно поэтому она полностью разделила судьбу Отчизны со своим народом.
|